Scania и в огне не горит!
Еще в начале 2010 года, посетив компанию Scania, я увидел на ее площадке армейский тягач с бронированной кабиной. А в сентябре того же года шведы подписали контракт о поставке для войск НАТО партии четырехосных тягачей Scania, часть которых была оснащена «новой защитой от мин и стрелкового оружия».
Автором разработки стала шведская оборонная компания Akers Krutbruk: в 2009 году она получила в Лондоне приз «Лучший бронированный автомобиль» (есть и такой) как раз за броне-Сканию с отличной обзорностью и неагрессивным обликом. В отличие от конкурентов Mercedes, MAN или Renault, которые устанавливают каркасно-панельные кабины, бронированные «напоказ», Scania использует те же элементы, что и в обычных кабинах. Это удобно с точки зрения унификации, и издалека такой бронированный тягач почти не отличается от обычного.
За последние месяцы шведы усовершенствовали совместную конструкцию. Scania адаптировала к армейской четырехосной модели сверхмощный, 730-сильный двигатель (это позволит использовать ее в качестве танковоза). А немецкий концерн IBD, которому принадлежит Akers Krutbruk, заявил о создании композитной бронезащиты четвертого поколения. Если обычная броня, защищающая по третьему классу евростандарта STANAG 4569, весит 60 кг/м2, то комплект со слоем нанокерамики — всего 37 кг/м2. Это позволило решить главную проблему бронегрузовиков на базе серийных машин — повысить уровень защиты, не перетяжелив кабину. Композитный «бутерброд» отлично защищает не только от пуль, но и от взрыва, несмотря на бескапотную компоновку, которая изначально хуже капотной (поскольку экипаж сидит «на колесе», а не за ним).
По словам российских специалистов, которым мы показали фотографии, заряд при испытательном подрыве был настоящим и очень мощным — в отличие от Iveco-Рыси, к подрыву которой есть много вопросов. Защите экипажа в немалой степени способствует и высокое расположение кабины: сила взрывной волны ослабевает в кубической зависимости от расстояния. Похоже, шведам удалось создать наиболее мощно бронированный грузовик на базе серийной модели!
15 марта 2012 г Akers Krutbruk заявил о том, что модель, названная Scania 4G (4th generation, четвертое поколение), сертифицирована — и Scania готова поставлять ее на все свои рынки. Теоретически и в Россию…